КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЕТХОГО и НОВОГО ЗАВЕТА

 

Глава 9.2

 

Хроники или фантазии?

 

 

   Перейти на полный текст этой главы

 

 

 9.2.062 Сравнивая книги Х-Матфея и Марка, мы видим их некоторое несоответствие друг другу. Автор Критического Анализа не собирается защищать диссертацию по теологии, поэтому сравнение ведётся на уровне разделов, а не отдельных проповедей.

 

 Кто-нибудь скажет, что каждый из этих апостолов описывал то, что считал наиболее важным. Но с этим трудно согласиться. Ведь мы уже знаем, что Марк списывал у Х-Матфея, исключая некоторые разделы. Так что забыть события он не мог – книга Х-Матфея напоминала ему об этом.

 

 Тогда опять хочется задать вопрос: так чем же являются эти книги – точными хрониками или литературными фантазиями? Если это хроники, то они должны совпадать по событиям, каким бы языком они ни были изложены. Если же это – литературные фантазии, то ни о какой объективности или достоверности событий и «чудес» в них речи идти не может.

 

Астральная композиция Вильгельм Моргнер, www.gallerix.ru

 

 Ранее было сделано предположение, что Марк, стремясь к точности, исключал те разделы книги Х-Матфея, которые он считал выдумкой. Так ли это? Давайте проверим, какие именно моменты ( разделы ) Марк исключил.

 

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 |                                                          |                                                       |    Существенно     |

 |                Совпадают                       |                 Исключены                   |   отличающиеся    |

 |                                                          |                                                       |       события           |

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 | события   |   проповеди   | чудеса  | проповеди |  чудеса  | примеры |                                 |

 | --------------------------------------------------------------------------------------------- |                7               |

 |     29         |         24           |      12    |          32     |        8      |        3        |                                 |

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 Всего рассматриваемых объектов --- 115

 Из них событий -------------------------------   36 ( из них различаются 19% )

 «Чудес» ------------------------------------------   20 ( из них исключены Марком 40% )

 Проповедей ------------------------------------   56 ( из них исключены Марком 57% )

 

Выводы:

 

 Х-Матфей заливался соловьём, красочно расписывал Х-Иисуса, его турне, проповеди и чудеса. А Марк подошёл к этому прагматично. Он больше описывал события. 

 

 Мы не можем судить, происходили ли эти события, описанные Х-Матфеем и исключённые Марком в действительности и именно в указанном порядке, или же они собраны «с миру по нитке» и литературно оформлены Х-Матфеем в виде связного рассказа.

 

 Марк вообще ничего не писал о непорочном зачатии, рождении Иисуса, бегстве в Египет и возвращении оттуда, приведённых в книге Х-Матфея:

 - «Зачатие и рождение Иисуса» ( К.А. 9.1.003,006 );

 - «Волхвы с востока» ( К.А. 9.1.007-008 );

 - «Бегство в Египет» ( К.А. 9.1.010 );

 - «Избиение младенцев Иродом» ( К.А. 9.1.011 );

 - «Возвращение из Египта в Назарет» ( К.А. 9.1.013 ).

 

 Почему не писал – мы не знаем. Но можно предположить, что просто-напросто потому, что он не был свидетелем этого.

 В этом случае получается, что Х-Матфей был либо свидетелем, либо соучастником всех этих событий. Тогда не он ли сам и написал то «пророчество», на которое ссылались волхвы?

 

 И есть одна неувязка: по Х-Матфею, царь Ирод был жив в то время, когда Х-Иисус начал свою деятельность. Но историки говорят, что он умер за более чем 30 лет до этого. И кто же прав? Если правы историки, то получается, что такие «знаковые» события, как пришествие волхвов и избиение младенцев – это вообще литературная выдумка Х-Матфея.

 

 Да и ОТКУДА Матфей узнал подробности всех этих событий? Ведь, по версии Библии, он был человеком и был призван Х-Иисусом только во время его турне. В таком случае, во время рождения ребёнка Иисуса и избиения младенцев человек-Матфей должен был быть либо ребёнком, либо юношей.

 

 Да, он вполне мог наслушаться рассказов о каких-то волнениях в Вифлееме. А потом, уже через 30 лет после этого, в своей книге литературно расписать эти события так, будто он ДОСТОВЕРНО знал их детали и даже слова волхвов.

 

 Верующие скажут, что, мол, Ангел ему всё это рассказал. Недаром художники, мол, изображают Ангела рядом с Матфеем, пишущим книгу. А где гарантия, что этот Ангел не врал? Что он не выдал Матфею СВОЮ версию событий, не имеющую ничего общего с действительной?

 

 Так что человек-Матфей просто НЕ МОГ сам всё это видеть и знать. Но в этом случае книга человека-Матфея в этой части – это фэнтези от Матфея или сказки Ангела.

 

 Ну а если Матфей – херувим, то он вполне мог всё это видеть и знать. Хотя и это не гарантирует от того, что он ДОСТОВЕРНО, без литературных «передёргиваний», описал все эти события.

 

 Кроме того, Марк не стал списывать у Х-Матфея разделы:

 -  «Иисус проповедует и исцеляет в Галилее» ( К.А. 9.1.065 );

 - «Иоанн Креститель посылает учеников к Иисусу с вопросами» ( К.А. 9.1.068 );

 - «Тщетное раскаяние Иуды» ( К.А. 9.1.154 );

 - «Гробница под усиленной охраной» ( К.А. 9.1.159 ).

 

 Можно согласиться с тем, что Марк по объективным причинам не повторял часть поучений ( заповедей ) Х-Иисуса. Тот много чего говорил. Но стенографией Марк, конечно же, не владел. Да и ручек, пригодных для скорописи ещё не существовало. Тут не было выбора: оставалось лишь слушать Х-Иисуса, открыв рот и пытаясь хоть что-то понять.

 

 Это ещё раз говорит о том, что проповеди Х-Иисуса НЕ МОГЛИ быть произнесены экспромтом и с ходу записаны Х-Матфеем. И то, что на их подготовку должно было уйти много времени, причём заранее. И у Х-Матфея была возможность записать все поучения Х-Иисуса – он же сам, по-видимому, их и готовил.

 

 В книге Марка отсутствуют такие разделы книги Х-Матфея:

 - «Нагорная проповедь» ( К.А. 9.1.024-026 );

 - «Отношение Христа к закону» ( К.А. 9.1.027-029 );

 - «Иисус и развод» ( К.А. 9.1.030-034 );

 - «Нагорная проповедь, продолжение: осуждение показной религиозности» ( К.А. 9.1.035 );

 - «Новое откровение о молитве» ( К.А. 9.1.036 );

 - «Снова осуждается показная религиозность» ( К.А. 9.1.037 );

 - «Закон Царства о богатстве» ( К.А. 9.1.038-040 );

 - «Средство избавления от забот и тревог: упование на заботу Отца» ( К.А. 9.1.041 );

 - «Нагорная проповедь, продолжение: осуждение других запрещается» ( К.А. 9.1.042-044 );

 - «Поощрение к молитве» ( К.А. 9.1.045 );

 - «Ветхозаветная праведность; характеристика в сжатой форме» ( К.А. 9.1.046 );

 - «Два пути» ( К.А. 9.1.047 );

 - «Предостережение в отношении лжеучителей: проверяйте их» ( К.А. 9.1.048 );

 - «Опасность исповедания без веры» ( К.А. 9.1.050 );

 - «Два основания» К.А. 9.1.051 );

 - «Иисус, отверженный, - предсказывает суд» ( К.А. 9.1.069-070 );

 - «Новая проповедь Иисуса: не царство, а личное ученичество» ( К.А. 9.1.071 );

 - «Приписывать сатане действие Святого Духа – непростительный грех» ( К.А. 9.1.079 );

 - «Зависимость участи от слов» ( К.А. 9.1.080 );

 - «Знамение пророка Ионы: Иисус предсказывает Свои смерть и воскресение» ( К.А. 9.1.081 );

 - «Тщетность попыток самоусовершенствования» ( К.А. 9.1.082 );

 - «Вторая тайна – плевелы среди пшеницы», «Толкование второй тайны» ( К.А. 9.1.085 );

 - «Четвертая тайна – действие закваски» ( К.А. 9.1.087 );

 - «Пятая тайна – скрытое сокровище» ( К.А. 9.1.088 );

 - «Шестая тайна – тайна жемчужины» ( К.А. 9.1.089 );

 - «Седьмая – тайна невода» ( К.А. 9.1.090 );

 - Раздел «Дисциплина в будущей Церкви» ( К.А. 9.1.110 ), где Х-Иисус разрешает грешить 490 раз, Марк не стал списывать. Видимо, он решил, что столько грешить – грешилка отвалится. Да и никакого терпения не хватит у «обиженного»;

 - Раздел «Положение апостолов в будущем Царстве» ( К.А. 9.1.115 ) у Марка тоже отсутствует. Видимо, ему не понравилось, что в этом разделе проявилось корыстолюбие апостолов;

 - Раздел «Притча о двух сыновьях» ( К.А. 9.1.126 ) у Марка отсутствует. Видимо, он был не против того, что в Царство Небесное раньше него придёт множество блудниц. Как же там без них то?

 - Раздела Х-Матфея «Скорбь Иисуса об Иерусалиме» ( К.А. 9.1.135 ) у Марка нет. Видимо, не поверил он в то, что Х-Иисус скорбел об иудеях;

 - Раздела «Испытание учеников на твердость и решимость» ( К.А. 9.1.054 ) у Марка нет. Видимо, он решил, что этот эпизод показывает Х-Иисуса не с лучшей стороны.

 

 А следующие разделы книги Х-Матфея, Марк, даже имея перед глазами его книгу, существенно переиначил:

 - есть расхождения в описании чуда изгнания бесов в свиней;

 - исключил пример с полигамией ( 10 невест );

 - исключил пример с восхвалением получения прибыли;

 - исключил разделение людей на овец и козлов;

 - снял очернение с бесплодной смоковницы;

 - исключил рассказ о заступничестве жены Пилата;

 - исключил умывание рук Пилатом;

 - исключил издевательство издевательство над Х-Иисусом на Голгофе путём напоения его гадостью;

 - исключил навешивание на иудеев вины за распятие Х-Иисуса;

 - красочное описание Ангела заменил реалистическим;

 - вместо трёх женщин, встреченных воскресшим Х-Иисусом – только одна;

 - добавил хроническое неверие апостолов в Х-Иисуса.

 

 А с моралью у Марка было лучше, чем у Х-Матфея. Недаром он исключил ( не стал повторять ) неэтичные примеры или нехристианские перлы Х-Матфея.

 

 Кроме того, Марк добавил от себя ( в книге Х-Матфея этого нет ) разделы:

 - «Реакция Иисуса на ложную ревность учеников и Его ответ им». Этот раздел касается претензии учеников на монополию в целительстве от имени Х-Иисуса;

 - «Иисус и лепта вдовы» ( К.А. 9.2.055 ).

 

 Марк как бы подтвердил следующие «чудеса» Х-Иисуса:

 - исцеление прокажённого;

 - исцеление тёщи Петра;

 - укрощение волн;

 - исцеление расслабленного;

 - исцеление женщины, страдающей кровотечением;

 - воскрешение дочери Иаира;

 - исцеление сухорукого в субботу;

 - исцеление бесноватого;

 - насыщение 5000;

 - исцеление дочери хананеянки ( сирофиникиянки );

 - насыщение 4000;

 - преображение: картина будущего Царства.

 

 Но важные события Марк, по идее, не должен был бы пропускать. Особенно такие «знаменательные», как чудесные исцеления, землетрясения и т.п. Тем не менее, он исключил примерно 40% «чудес», описанных Х-Матфеем. Либо он полагал их недостоверными, либо достоверно знал, что это – обман:

 - исцеление слуги сотника;

 - исцеление двух слепцов;

 - массовое исцеление у Тивериадского озера. Вместо него – лишь единичное исцеление глухонемого;

 - чудо водохождения Петра;

 - рыбная ловля Петра;

 - массовое исцеление больных в храме;

 - землетрясение в момент смерти Х-Иисуса;

 - оживление мёртвых праведников;

 - землетрясение при воскресении Х-Иисуса.

 

 А «чуда» «Исцеление слепого из Вифсаиды» ( К.А. 9.2.034 ) у Х-Матфея нет. Поэтому вполне может быть, что вместо тех массовых исцелений, описанных у Х-Матфея, были лишь отдельные, как, например, это. Или можно предположить, что Х-Матфей просто не видел этого «чуда». Может он, как единственный финансово грамотный, отлучался, чтобы клубную кассу пересчитать. Или, скажем, свести баланс доходов и расходов.

 

 Таким образом, можно сделать предположение, что выдумкой Х-Матфея являются ВСЕ разделы ( события ) и «чудеса», не включённые Марком в его книгу.

 

 Всё-таки мы извлекли хоть какую-то пользу из книги Марка, промаркировав с её помощью  сомнительно «красивые» литературные фантазии в книге Х-Матфея.

 

 Справка ( Википедия ):

 

 Марк (ивр. ‏מרקוס‏, греч. Μάρκος) — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.

 

 Жизнеописание

 

 Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.

 

 Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). Упомянут и в Посланиях апостола Павла (Кол. 4:10, Флм. 1:23). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51—52).

 

 Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал  в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра.

 

 Последнее утверждение является сомнительным. Мы уже убедились в том, что перед Марком лежала книга его предшественника – Х-Матфея. Кроме того, он сам являлся свидетелем тех событий. Тогда зачем ему был бы нужен Пётр? Ну а свидетельства древних церковных писателей – недорого стоят. Если уж великие апостолы шли за Х-Иисусом из корыстолюбия, то уж для этих церковных писателей выдавать свои домыслы за Истину – самое обычное дело.

 

 Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть… Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу… Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался [ от страха? ] со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 [23] апреля 68 года (по другой версии — 63 года).

 

 

     Мир вам да любовь

 

     ИОКЛ

 

   Перейти на полный текст этой главы

 

 

Комментарии (0)



Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать

Вход
Здравствуйте, гость
18+

Материалы данного сайта не предназначены для несовершеннолетних посетителей.